Занимаясь приемом записок и их дальнейшим распределением по богослужениям, я часто сталкиваюсь с откровенным непониманием прихожан как и для чего подавать записки в храме. К сожалению, в Русской Православной Церкви нет четкого регламента подачи записок, что зачастую порождает совершенно необъяснимые никакой логикой поминовения (как, например, чтение записок перед Чашей на Литургии после Великого входа).
Разумеется, в разных храмах, монастырях, могут быть некоторые различия в совершении треб и чтении записок, но тем не менее есть некоторые моменты, которые не изменяются (по-крайней мере не должны изменяться). Здесь я постараюсь изложить общие правила подачи записок, собранные из множества различных источников. Надеюсь кому-то это будет полезно, или хотя бы познавательно.
Записки, принимаемые в храме, условно можно разделить на три категории:
- Литургические. Чтение записок во время совершения Божественной Литургии происходит два раза: во время совершения проскомидии (т.н простые записки) и во время произнесения диаконом сугубой ектении (записки заказные). Чтение записок в любой другой момент Литургии является частным мнением настоятеля конкретного прихода и часто совершенно необъяснимо. К запискам, подаваемым на Литургию, предъявляются наиболее жесткие требования. Так, например, в них категорически запрещено писать имена людей некрещеных, либо крещеных в иных конфессиях. За совершением Божественной Литургии поминаются только православные христиане.
- Неусыпаемая псалтирь (да-да, псалтирь — это слово женского рода). Чтение неусыпаемой псалтири (то есть чтение круглосуточное, непрерывное) есть прерогатива в основном монастырей, поскольку организовать круг чтения на приходе достаточно сложно. В зависимости от количества насельников в монастыре чтение может совершаться не круглосуточно. Если для вас это критично, лучше уточнить заранее.
- Требные записки. Сюда относятся различного типа молебны (водосвятные, благодарственные, с акафистами), панихиды, отпевания и прочее. Список принимаемых требных записок различен для каждого прихода и зависит от очень многих вещей. Важно понимать что если в храме рядом с вашим домом в какой-то день служится водосвятный молебен, это вовсе не означает, что в соседнем монастыре в этот же день также будет служиться водосвятный молебен.
Общие правила подачи записок:
- Имена в записках пишутся в родительном падеже (отвечают на вопрос кого?), в полной форме, в церковном написании: Александра, Марии, Николая, Екатерины. Соблюдать это правило очень важно, потому что в русском языке есть аналогичные друг другу мужские и женские имена (Александр\Александра, Евгений\Евгения и так далее). И если вы в записке написали в записке «Александра» имея в виду именительный падеж женского имени, то с 99% вероятностью священник, читающий записки, воспримет это как правильное написание мужского имени в родительном падеже. Обратите внимание на то, что имена в записках указываются в соответствии с их наличием в православных святцах, именно так, как имя было дано в Крещении. В частности, в святцах нет таких имен, как Станислав, Руслан, Оксана, Алина и прочих. Если вы не знаете, какое имя было дано человеку при крещении, проконсультируйтесь с любым священнослужителем.
- В обязательном порядке в записках должны быть указаны священный сан, если есть (Святейший патриарх, митрополит, архиепископ, епископ, архимандрит, игумен, протоиерей, иеромонах, иерей), а также монашеский чин, если поминаемый имеет монашеский постриг (инок, монах, схимонах). Если вы не знаете, в каком именно сане священник, имя которого хотите указать, напишите просто, скажем «священника Николая»
- Помните, всё, что нужно знать священнику, который будет совершать проскомидию, или читать вашу записку на молебне, панихиде, это имена поминаемых и их священный сан, если он есть.
- Допустимо, но необязательно, указание возраста (младенец — до 7 лет, отрок — до 14 лет), надписание болящего, путешествующего, воина, заключенного, новопреставленного (в записке о упокоении, если с момента смерти не прошло 40 дней). Православная Церковь не возбраняет подобные уточнения, но стоит помнить, что каждое дополнение к имени увеличивает время чтения записки, поэтому во время праздников или просто при большом скоплении молящихся в храме высока вероятность того, что читаться будут только имена, указанные в записках.
- Не нужно указывать в записках фамилии (как поминаемых,так и свою), отчества, мирские звания и титулы, степени родства. Не нужно писать эпитеты страждущего, заблудшего, озлобленного, нуждающегося и подобные.
- Записки подаются в любом виде, вы можете написать или напечатать их дома и принести в храм. Главное чтобы записка не была излишне длинной (оптимально указание 10 имен в каждой записке) и если она написана от руки, все имена должны читаться четко. На практике часто в храмах просят писать записки на собственных бланках храма, что обусловлено удобством чтения записок одинакового размера. Однако просить отдельно платить за бланк храма, на мой взгляд, никто никакого морального права не имеет.
Особенности требных записок:
- Следует помнить, что если записки о упокоении на проскомидии читаются в любой день, если в этот день в храме совершается Литургия, то заупокойные требы (панихида, лития, отпевание) могут совершаться не каждый день. Тут, конечно, все зависит от конкретного прихода\монастыря, но в основном заупокойные требы не совершаются в дни великих и двунадесятых праздников, в дни Светлой седмицы и так далее.
- Важно понимать различие между молебном простым и молебном благодарственным. В простом молебне мы обращаемся к Пресвятой Богородице, святым угодникам Божиим, к небесным силам и просим их молитвенного предстательства за нас перед Богом. Святые присоединяют свою молитву к нашей, но конечным образом всегда помогает Сам Господь, Который и является Источником всех благ и милостей для нас. Поэтому благодарственный молебен всегда заказывается только Господу Иисусу Христу.