• По благословению Высокопреосвященнейшего Константина,
    митрополита Петрозаводского и Карельского, главы Карельской митрополии

Возрождение обители

Когда к ночи усталой рукой
Допашу я свою полосу,
Я хотел бы уйти на покой
В монастырь, но в далеком лесу,
Где бы каждому был я слуга
И творенью господнему друг,
И чтоб сосны шемели вокруг,
А на соснах лежали снега…
Иннокентий Анненский

 

    Возрождение обители началось в 1991 году, тогда монастырю был возвращен юридический статус.
В июне 1992 года в монастыре появилась старшая монахиня Серафима (Литошко). Впоследствии она вспоминала: «Привез меня в разрушенный монастырь секретарь Епархиального управления игумен Тихон (Степанов), ныне епископ Архангельский. Вышла я из машины и чуть не упала: кругом была разруха и запустение. Не знала с чего начинать».
Первая Божественная Литургия была отслужена 1 августа 1992 г. в стенах изуродованного Преображенского храма.

 1  2

 

Обитель обеспечивала себя сельскохозяйственными продуктами от имеющегося хозяйства. Богослужения совершались в деревянном Преображенском храме. Малыми средствами храм отреставрировали: починили печи, установили новый иконостас. Были восстановлены колокольня, каменный зимний храм во имя Всех Святых и надвратная церковь преп. Иоанна Рыльского.
В августе 1995 года в монастырь назначен духовником игумен Иларион (Кильганов), тогда иеромонах. Его молитвами и трудами уже летом 1996 года стали совершаться богослужения в храме Всех Святых. В этом же году в Важеозерском монастыре, во время Успенского поста, владыка Мануил, епископ Петрозаводский и Карельский, совершил первые постриги – монашеский и иноческий. Насельниц насчитывалось немного; но, несмотря на суровые карельские зимы, сестры, малыми силами, с Божией помощью, восстанавливали монастырь.
22 февраля 1998 года, в день чествования основателей обители преподобных Геннадия и Никифора, впервые за последние десятилетия была вновь совершена Божественная Литургия в храме Всех Святых, которая с того дня служится в монастыре ежедневно.

   

 

В 1999 г. в Питкяранте была обретена икона Важеозерских святых. Ее принес юноша из Импилахти, бабушка которого спасла эту икону из превращенной в конюшню часовни. Во время гонения на Церковь часовня, в которой находилась эта икона, была превращена в конюшню. Из потоптанных лошадьми образов, которыми был устлан пол, бабушке удалось спасти только две иконы, одна из них и оказалась образом Важеозерских преподобных.
В 2000 г. обитель стала именоваться Спасо-Преображенским Важеозерским монастырем. До апреля 2001 года он был женским. С 1995 по 2001 гг. старшая сестра обители — монахиня Мария (Ющенко). Под ее руководством восстанавливались трапезная, пекарня с мастерской, начато строительство домов Владыки, архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила, и духовника монастыря игумена Илариона.
С апреля 2001 года монастырь вновь стал мужским, наместником был назначен иеромонах Паисий (Ковалев). С мая 2003 года наместником утвержден игумен Иларион (Кильганов).

ЖУРНАЛ № 20 заседания Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
7 мая 2003 года.

СЛУШАЛИ:
Рапорт Преосвященного архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила об освобождении иеромонаха Паисия (Ковалева) от обязанностей наместника Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря Олонецкого района Республики Карелия и о назначении на эту должность игумена Илариона (Кильганова).
ПОСТАНОВИЛИ:
Освободить иеромонаха Паисия (Ковалева) от обязанностей наместника Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Утвердить игумена Илариона (Кильганова) наместником Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря Олонецкого района Республики Карелия.

http://www.patriarchia.ru/db/text/2025397.html

 


За это время сделано немало: полностью отреставрированы храмы, заново выстроена колокольня, после пожара 2001 года восстановлена надвратная церковь преп. Иоанна Рыльского, построены два братских корпуса, воздвигнуты новые Святые Врата, восстановлена часовня св. великомученика Никиты, на месте оскверненного братского кладбища построена часовня Новомучеников и Исповедников Российских. 28 июля 2000 года в обитель были торжественно перенесены мощи инока Владимира. В 2002 году на храме Всех Святых восстановлены маковки пяти куполов.

 

Монастырь опять становится местом массового паломничества, как и было раньше. Здесь под спудом храма Всех Святых находятся мощи преподобных Геннадия и Никифора Важеозерских, захоронение старца Игнатия. Также это место связано с памятью святого праведного Иоанна Кронштадтского. И сейчас сюда приходят люди восстанавливать поруганные святыни, а также возводить новые монастырские строения.
В 2005 г. в монастыре была возведена часовня преп. Сергия Радонежского, чудотворца российского. В 2007 г. отстроена трапезная для паломников – «Архондарик». В 2011 г. закончено восстановление исторического братского корпуса. В нем располагается сейчас большая и малая трапезная. В монастыре есть церковная лавка, в которой представлен широкий ассортимент церковной утвари (икон, лампад, крестиков, свечей и проч.), а также книг, сувениров православной тематики, мед с монастырской пасеки. Здесь можно заказать требы и поминовения.
Построена новая баня, продолжается кладка кирпичной стены вокруг монастыря. Начато строительство монастырской гостиницы для паломников.

 

В монастыре на данный момент имеется 4 действующих храма, 5 часовен и святой колодец.
С любовью в монастыре возрождается древнейший иноческий чин – Возношение Панагии. После воскресной Литургии Панагия – Богородичная просфора – возлагается на специальный сосуд с блюдом. Подняв сосуд с просфорой, священник несет ее во главе крестного хода в трапезную. После окончания трапезы просфора с молитвой разрезается и раздается для вкушения присутствующим.
По уставу общежития, в обители вся братия участвует в послушаниях, труды общие, общая трапеза, более же всего, общая молитва и церковное правило.
В настоящее время число монашествующих в Важеозерском монастыре 13 человек. Кроме того в обители постоянно находятся несколько трудников.
На праздники приезжают священнослужители, духовные чада и паломники из Петрозаводска, Олонца, Санкт-Петербурга, других городов и стран.

pol01

Добавить комментарий