• По благословению Высокопреосвященнейшего Константина,
    митрополита Петрозаводского и Карельского, главы Карельской митрополии

Наши святыни

0408

СПИСОК ЧАСТИЦ СВЯТЫХ МОЩЕЙ
находящихся в Важеозерском Спасо-Преображенском мужском монастыре
(Дни памяти, ст.с.):

  • частица Древа Честнаго и Животворящего Креста Господня (14 сентября, 1 августа)
  • частица Мамврийского дуба

 

  • преподобного Серафима Саровского, (Июль 19, Январь 2)
  • преподобного Александра Свирского, (Август 30, Апрель 17)
  • святителя Игнатия (Брянчанинова) Ставропольского, (Апрель 30)
  • святого благоверного князя Александра Невского (в схиме Алексия), Май 23, Август 30, Ноябрь 23)
  • святителя Митрофана Воронежского, (Август 7 (Обретение мощей), Июль 19, Ноябрь 23)
  • святителя Димитрия Ростовского, (Май 23 (Ростов.), Июль 19, Октябрь 28, Сентябрь 21)
  • святителя Климента, папы Римского, ( Ноябрь 25)
  • преподобного Елисея Сумского (Соловецкого), (Июнь 14)
  • преподобного Антония Дымского (Новгородского), (Июнь 24 Январь 17)
  • святителя Иннокентия Московского, (Июнь 10 (Сибир.), Октябрь 5 (Моск. Свт.,) Март 31)
  • великомученика Никиты (Готфского), (Сентябрь 15)
  • преподобного Гавриила Афонского, Одесского чудотворца, (Июль 22, Октябрь23 ).
  • св. великомученика Вонифатия Тарсийского, (Декабрь 19)
  • мученика Феликса Римлянина, (Январь 25)
  • мученика Смарагда Римского , (Июнь 7)
  • св. великомученика Кириака Римского, диакона, (Июнь 7)
  • преподобного Варсонофия Херсонского, (Октябрь 17 ).
  • св. мученика Валерия, (Ноябрь 7)
  • преподобного Феофана Рыхловского, (Январь 18 ).
  • мученицы Елены Испанской, (Май 26)
  • преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, (Январь 26, Октябрь 18)
  • апостола, первомученика и архидиакона Стефана (27 декабря)
  • святителя Афанасия Ковровского (15 октября)
  • святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (23 сентября, 24 июня, 29 августа, 7 января, 12 октября, 24 февраля, 25 мая)
  • святителя Нектария Эгинского (9 ноября, 21 августа)

     

    преподобных старцев оптинских:

  • Льва (Октябрь 11 (оптин.)),
  • Макария (Октябрь 11 (оптин.), Сентябрь 7),
  • Моисея (Октябрь 11 (оптин.) Июнь 16),
  • Антония (Октябрь 11 (оптин.) Август 7),
  • Илариона (Октябрь 11 (оптин.) Сентябрь 18),
  • Амвросия (Октябрь 11 (оптин.), Июнь 27 Октябрь 10),
  • Анатолия «старшего» ( Октябрь 11 (оптин.), Январь 25),
  • Исаакия I (Октябрь 11 (оптин.), Август 22),
  • Иосифа (Октябрь 11 (оптин.), Май 9) ,
  • Варсонофия (Октябрь 11 (оптин.), Апрель 1),
  • Анатолия «младшего» (Октябрь 11 (оптин.), Июль 30),
  • Нектария (Октябрь 11 (оптин.), Апрель 29),

    святых жен Дивеевских:

  • преподобной Александры ( Июнь 13),
  • преподобной Марфы (Август 21),
  • преподобной Елены (Май 28),
  • блаженной Марии (Август 26),
  • блаженной Параскевы (Сентябрь 22),
  • блаженной Пелагии (Январь 30),
  • преподобноисповедницы Матроны (Январь 26 (Новомуч.), Октябрь 25).

Мощи святых

Мощи — останки святых, почитаемые Церковью как исполненная благодати и обладающая даром чудотворения святыня.
Почитая святые мощи, православные верующие верят не в “мощь”, не в “могущество” или силу самих по себе останков святых, а в молитвенное предстояние святых, мощи которых, находясь пред нашим взором, возбуждают в сердцах чувство близости к самим угодникам Божиим, которые жили когда-то в этих телах.

Почитание мощей святых угодников Божиих

Основанием для христианского почитания мощей является Боговоплощение. Восприняв в Боговоплощении человеческую природу во всей полноте, Господь тем самым утвердил навеки достоинство человеческой телесности. Для христиан тело — не темница и не случайное одеяние души, а один из уровней человеческой личности, связь с которым личность таинственно сохраняет и после смерти. По учению Свщ. Писания, можно прославлять Бога не только духом, но и в телах (1 Кор. 6, 20). Само тело может стать храмом Святого Духа (1 Кор. 6. 19), и оно не перестает быть таковым и после смерти. Отсюда в Церкви особое уважение и благоговейное отношение к останкам свв. угодников.
Это уважение выражается:

  • в благоговейном собирании и хранении мощей;
  • в торжественном открытии и перенесении их;
  • в установлении особых празднеств в честь обретения их и перенесения;
  • в строительстве над мощами храмов и других культовых сооружений (часовен, монастырей);
  • в обычае возлагать в основание церковных престолов и в антиминсы частицы мощей святых.
    Само слово «мощи» (греч. ta leipsana от leipo — оставляю, соответствующее ему латинское reliquiae, от relinquo — оставляю) нужно понимать шире, чем просто телесные останки. Это слово означает то, что осталось после святых, например, одежда, личные вещи — все, что так или иначе соприкасалось со святым во время его земной жизни.
    Основание для почитания мощей святых мы видим уже в Ветхом Завете, например, в случае оживления мертвеца после прикосновения его к костям пророка Елисея (4 Цар. 13, 21) или в чуде, совершенном пророком Елисеем посредством милоти пророка Илии.
    В Деянии (19, 12) рассказывается о использовании платков и опоясания с тела ап. Павла для исцеления болезней и изгнания злых духов.
    Практика почитания мощей является очень древней. Одно из наиболее древних и достоверных свидетельств такого почитания — описание мученической кончины св. Поликарпа Смирнского, которое было составлено в Смирнской церкви сразу же после этого события, примерно в 157 году. Там говорится, что смирнские христиане, после того как их епископ был сожжен на костре, с благоговением собрали его останки.
    Говоря о почитании мощей, необходимо коснуться такой темы, как нетление мощей, поскольку с этим феноменом связано много заблуждений. Во-первых, нетление само по себе не есть основание для канонизации, равно как отсутствие нетленности никогда не рассматривалось как препятствие для канонизации, потому что Церковь почитает то, что осталось от святых, а не какие-то материальные явления сами по себе. Основанием для канонизации является святость жизни или мученическая кончина святого, а также народное почитание, чудеса, совершенные по его молитвам. Церковные Соборы не раз запрещали признавать святыми по одному только признаку нетления, как, например, сделал Московский Собор 1667 года. Во всяком случае нетление всегда рассматриваюсь как одно из знамений Божиих о святости того или иного угодника.
    О почитании мощей VII Вселенский Собор дал следующее определение: «Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяние на немощных. Дерзнувшие отвергать мощи мучеников, о которых они знали, что они подлинны и истинны, если это епископы или клирики, — да низложатся, а если иноки и миряне — да лишатся причащения!»

0405

 

Добавить комментарий