• По благословению Высокопреосвященнейшего Константина, митрополита Петрозаводского и Карельского, священноархимандрита Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря

Святые покровители

0401

0402

Преподобный Геннадий Важеозерский, схимонах

  Преподобный Геннадий был по некоторым сведениям сыном богатых родителей. Неизвестно, где точно родился преподобный и кто были его благочестивые родители. Материальные богатства не прельщали юношу. Придя в совершеннолетие, он отказался от мира, раздал все свое имение нищим и ушел подвизаться на реку Свирь к преподобному Александру, который в то время жил один. Принятый преп. Александром, Геннадий всю свою волю отдал святому учителю и под его руководством быстро достиг высокого духовного совершенства. После подготовительного искуса в трудах, посте и молитве, приняв постриг с именем Геннадия, он с благословения святого Александра ушел на Важозеро, отстоящее в 90-та верстах севернее Свирского монастыря. Пищею служило для него былие, овощи и редко рыба, а ложем земля. Здесь, на избранном месте, он устроил себе на берегу озера келию-пещеру и прожил почти до конца своей жизни одиноким отшельником. Так изнуряя свое тело и смиряя душу, боролся он в пустыни с духами злобы и в борьбе этой остался победителем.
Молва о благочестивой жизни подвижника распространилась по окрестностям, и к нему стали приходить ученики с просьбою принять их под свое руководство. Но преподобный Геннадий, возлюбя уединение и безмолвие, по своему смирению отказывался руководить другими и никого не принимал к себе. Только уже под конец своей жизни он позволил поселиться возле себя двум-трем своим ученикам для безмолвной жизни в христианских подвигах поста и молитвы.
Как при жизни преподобного Господь удостаивал его даром чудотворений, так и по смерти его рака его мощей сделалась обильным источником чудотворений и исцелений.
Скончался преподобный Геннадий 8/21 января 1516 году.
Предвидя свою скорую кончину преподобный Геннадий призвал своих учеников, благословил их и предсказал о возникновении обители: «По моем отшествии ко Господу, на этом месте будет построен храм и устроена киновия (общежительный тип монастыря) на спасение многих». Предсказание сбылось в точности спустя несколько лет после преставления святого, когда на Важеозере поселился преподобный Никифор и устроил общежительный монастырь.
Точное время канонизации преподобного Геннадия неизвестно. Вероятно, что она была совершена в Синодальный период нашей Церкви. Святые мощи его почивали в пещерке под спудом недалеко от обители.
Память ему празднуется: 9/22 февраля, на Собор Карельских святых (21 мая /3 июня) и Собор Санкт-Петербургских и Ладожских святых (Неделя 3-я по Пятидесятнице).

0403

Преподобный Никифор Важеозерский, схимонах

    Преподобный Никифор родился в Важинском погосте, расположенном около реки Свири, в 70-ти верстах от г.Олонца. Родителями его были поселяне. Имена их неизвестны, как впрочем, неизвестно ничего о детстве и юности Никифора, когда и где он принял монашество. Жизнь его делается известною со времени прихода его уже в чине монашеском к преподобному Александру Свирскому.
«Некто, — монах по имени Никифор, — будучи наслышан о преп. Александре, пришел к нему и поклонившись просил благословения», — повествует игумен Иродион в житии преподобного Александра Свирского. — «Преподобный, увидев его, обрадовался, так как слышал о нем, что он высокой жизни и принял его любезно, как от Бога посланного». Эта встреча произошла около 1500г. В то время к преподобному Александру начали приходить братии, желающие с ним подвизаться. Жили все отдельно, по одному, в безмолвии, — подражая своему учителю.
С любовью принятый Александром, Никифор с радостью остался и подвизался в обители несколько лет. Вместе с братией Никифор выполнял все возлагаемые на него послушания с терпением и кротостью, достойным удивления. Неутомимо трудился. Храм Божий был его любимым местом: первым приходил он к службе и последним оставлял ее. Считая недостаточным истомление своего тела пощением и трудами, он смирял свою плоть, нося тяжелые вериги: цепи, подобно веревкам, обвивали его тело. «Преподобный Александр, взирая на его добродетельное житие, получал большую пользу себе и в его приходе проразумевал Божие посещение».
Своими добродетелями и подвигами, послушанием и благочестивою жизнью, смиренный Никифор стяжал особенную любовь от своего игумена и братии. Но, не желая славы и похвал от людей, Никифор стал помышлять о паломничестве и отшельничестве. Придя к преподобному Александру, он сообщил о своем намерении и просил у него позволения сходить в Киев, помолиться пред иконой Пресвятой Богородицы Киево-Печерской.
Опечалился преподобный Александр, но как ни отговаривал его, тот не соглашался остаться с ним в пустыни. Тогда преподобный предложил Никифору исполнить особое поручение.
Давние друзья, преподобные отцы Александр, игумен Свирский и Кирилл, игумен Новоезерский (память 4/17 февраля), давно хотели свидеться между собою и побеседовать о монашеской жизни и монастырском устройстве. Но любя безмолвие и заботясь об устройстве своих монастырей, до того времени не имели в том возможности. Преподобный Александр поручил Никифору отправиться в Новоезерскую обитель, испросить у преподобного Кирилла благословения и молитв, побеседовать с ним о жизни ради спасения души, монастырском благоустройстве и, исполнив это, возвратиться назад.
Никифор, привыкший к послушанию, отправился в путь. Напутствуя в дорогу, преподобный Александр дал ему следующее наставление: «Егда дойдеши близ честныя обители Воскресения Христова к Новоезеру, тогда в ладии на остров в обитель не превезися (а монастырь стоит на острове посреди озера), ни в селех да воспросиши ладии, но пожди во удобнем и безлюднем месте время мало и, по благодати Божией, узриши благая и просимая нами, и привезен быти имаши». Дорогою долго размышлял Никифор о словах преподобного. Для чего, думал он, дано запрещение переезжать в обитель? И тут же понял, что молитвами преподобного будет с ним какое-то чудо.
Отправившись в путь в 1518 году, он за несколько дней прошел почти 300 верст и пришел к западной стороне Нова-озера, в село Кобылина гора, которое отстояло от обители верстах в двух и отделялось от нее озером, посреди которого, на острове и находился монастырь. Помня заповедь своего учителя, преподобный Никифор не сел в лодку и не просил никого из местных жителей перевезти его. Он пошел на пустынный лесистый берег и остановился у камня за версту от монастыря. А как был уже вечер, а он утомился от пути, то, помолившись, прилег отдохнуть.
В это время Кирилл, после вечернего богослужения, совершал с братией по обычаю акафистное пение Пресвятой Богородице. Прозревши духом о прибытии Никифора, он почувствовал в своем сердце необыкновенную радость и, желая поскорее увидеться с ним, начал, к удивлению братии, ускорять службу. По окончании службы, он благословил братию на отдых, а сам сел в лодку и отправился к путнику. Управляемый ангелом, он скоро переплыл озеро и пристал к тому самому берегу, где отдыхал преподобный Никифор. Проснувшись, но не зная еще, что за старец его разбудил, Никифор поклонился ему и сказал: «Благослови меня, отче святый, и прости, яко от путнаго шествия уклонихся и почих на сем месте». Кирилл в ответ сам поклонился до земли и сказал: Ты меня благослови, яко от честнаго отца и служителя Пресвятыя Троицы, преподобнаго игумена и духовнаго мне брата Александра послал еси соглядати святыя обители Воскресения Христова и мене грешнаго мужа посетити». Тут понял Никифор, кто говорит с ним, и тогда оба, исполнившись духовной радости, облобызали друг друга. В это время воссиял над ними солнечный свет. Братия, наблюдая издали за ними, увидели это чудное явление, и в память о нем, на этом месте построили впоследствии часовню.
Немного побеседовав на берегу, преподобные отцы на лодке отправились в монастырь. В обители, прежде всего они посетили храмы Воскресения Христова и Пресвятой Богородицы Одигитрии и, помолившись в них пред святыми иконами, пошли в келью, где Никифор вручил настоятелю монастыря послание от своего наставника. Прочитав письмо от своего святого друга, Кирилл обратился к Никифору с такими словами: «Аще по духовности и наше желание есть, ежели телесно нам друг друга видети, но сего в сем веце по Божиим судьбам улучити не сподобимся, узрим же друг друга, егда от тел разлучимся. Но и твоя труды, честный отче, незабвенны будут, яже просиши от Бога, вся воздаст ти». И это пророческое слово сбылось над Никифором.
Восемь дней провел он у преподобного Кирилла и, насладившись духовными беседами святого, по завещанию Александра, отправился в родную обитель.
Благополучно вернувшись, он вручил преподобному Александру письмо от Кирилла и рассказал о своем путешествии и задушевных беседах с преподобным Кириллом. Но прежнее желание — совершить паломничество в Киев не оставляло Никифора, и он снова начал просить преподобного Александра об этом. На этот раз чудотворец Александр не удерживал его и благословил в далекий путь.
Уходя, Никифор испросил в напутствие святых молитв преподобного Александра и пророчески произнес: «На месте сем хочет Бог тобою воздвигнути церкви каменные, и обитель распространить, и в ней прославитися Имени Его святому во вся страны».
Благополучно было путешествие Никифора. Много обителей по дороге посетил он, прежде чем достигнуть Киева. И с радостью поклонился он пред чудотворной иконой Киево-Печерской Богоматери, которую так пламенно желал видеть.
Поклонившись святыням Киевским, и посетив все, лежащие на пути святые места, Никифор возвратился в родную землю. И сразу начал искать место для давно задуманного им пустынножительства и устроения будущей обители.
Вернувшись в Троицкую обитель к игумену Александру, он с благословения своего наставника, около 1520 года поселился чуть севернее Троицкого монастыря, в безлюдном пустынном месте на озере Важе. Там прежде него подвизался преподобный Геннадий. Вскоре к Никифору присоединились и другие ученики святого Александра искавшие более уединенной жизни. К тому времени Троицкий монастырь Александра Свирского становился все многолюднее.
По благословению Новгородского архипастыря, преподобный Никифор построил храм в честь Преображения Господня, устроил несколько келий для братии и долгое время подвизался там, занимаясь устройством обители и наставлением братии. Довольно потрудившись о Господе и благочестиво пожив, он почил 9/22 февраля 1557 году и был погребен братией в своем монастыре.
Прошли десятилетия: Никифор был канонизирован Святой Церковью и прославлен в чине преподобных. А обитель им устроенная, в лице его святых сподвижников, принесла многие примеры доброго монашеского жития.
Память ему также празднуется: 9/22 февраля, на Собор Карельских святых (21 мая /3 июня) и Собор Санкт-Петербургских и Ладожских святых (Неделя 3-я по Пятидесятнице).

0404

Рака над мощами прп. Геннадия и Никифора Важеозерских в Храме Всех Святых

0405

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.