• По благословению Высокопреосвященнейшего Константина, митрополита Петрозаводского и Карельского, священноархимандрита Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря

ГРАМОТЫ ВАЖЕОЗЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ

uzor290
СОБОРНАЯ ГРАМОТА ЦАРЯ ИOAHHA ВАСИЛЬЕВИЧА ВАЖЕНСКОЙ ЗАДНЕ—НИКИФОРОВСКОЙ ПУСТЫНИ, НА ПОЖАЛОВАННЫЯ ЗЕМЛИ И УГОДЬЯ.
(7065 1557 г.)


    По Цареве Государеве Великаго Князя Ивана Васильевича всея Pyccии грамоте, от Царевых Великаго Князя дьяков, от Бориса Алексеева сына Щекина, да от Казарина Юрьева сына Дубровскаго, в Обонежскую пятину в Воскресенской погост в Важене в заднюю пустыню, в Спасской монастырь Боголепнаго Преображения Господня на Важене озере, игумену Никифору с братиею, Александрову ученику Свирскаго; что в вашей пустыне, по Цареве Государеве грамоте, и описал подъячей Васюк Лукин в монастыре церковь Преображение Спасово, да десять келей и к той пустыне к Преображению Спасову отвел земли дикаго лесу чернаго до речки до Толвинги, да до мху до Важенскаго, да до Тетеревиной речки, да за озеро Важенское Вотц-ручей, на все четыре стороны по версте от монастыря, пашенные земли, оприч мхов и болот и глыб, игумен Никифор с бpaтиeю в той пустыне жительствовали и строили по монастырскому чину, и тот черной пашенной лес разчищали, и пашню к монастырю своему пахали сами своими руками, а не наймом и без подмоги; а деревень бы есте и починков на том лесу не ставили, и крестьян бы есте на тот лес не призывали, и из найму бы есте того лесу и пашни пахати однолично не давали никому.
Писана лета 7065 (1557) марта в 9-й день; а у подлинной грамоты назади пишет Подъячей Нечаище Федурин.

 

ГРАМОТА, ПОЖАЛОВАННАЯ ЦАРЕМ ФЕОДОРОМ ИОАННОВИЧЕМ
23 ОКТЯБРЯ 1588 ГОДА.


    По Государеве Цареве и Великаго Князя Федора Ивановича всея Pyccии грамоте, от окольничево и воеводы от князя Федора Ивановича Хворостинина, да от воеводы, от Григория Ивановича Мещанинова Морозова, да от дьяков от Саввы Флорова, да от Семенки Емельянова в Обонежскую пятину губным старостам Якову Панову с товарищи: в прошлом девяносто пятом году (1587) июля 2 дня писал к нам Государь Царь и Великий Князь Федор Иванович всея Pyccии: бил челом Государю Царю и Великому Князю, Обонежския пятины, Оштенскаго стану, Важенскаго погоста от Преображения Спасова из Никифоровы пустыни игумен Дорофей с братиею, а сказал: в прошлом де и в 95 (1557) году дано де им на монастырское строенье на пашню чернаго леcy дикаго в ободну версту от монастыря, и они де в том ободе пашню пахали сами и питались от своих трудов; а стоит де и тот монастырь от волостей и погостов на пустом месте верст за 40 и за 50; а. вотчинки де у того монастыря нет нигде; а Государевы де руги им хлебной и денежной нейдет; а земли де пашенные около того монастыря оскудело и питатись де им нечем. И есть де близко того монастыря за мхами и межь мхов поросшиe островки невеликие Рая сельга да Березовая сельга, от монастыря версты за четыре, и они де тех островков без Государева указу пахати не смеют. И Государю его игумена Дорофея с братиею пожаловати, велети им теми островки владети и податей с них никаких имати не велети; а игумена ж Дорофея пожаловати на церковную службу на вино и на темьян и на свечи на реке Свири на пороге Сигопцы, по обе стороны реки, рыбною ловлею приколками без оброчно ж; а та де рыбная ловля лежит пуста и не владеет ею никто, и оброку де с тое рыбные ловли ходило в Государеву казну по двадцати алтынь на год; и для де того великаго оброку не ловит на ней никто, а оброку де в Государеву казну давно нейдет для пустоты. И буде те островки и: рыбная ловля стоять порожни и нe отданы никому и не владеет буде теми островки и рыбною ловлею никто, и по Государеве грамоте игумену Дорофею с братиею велети теми островки и рыбною ловлею владети и дани и оброку с них имать не велеть, а дано им то на церковной обиход в руги место. А в писцовых книгах Андрея Плещеева 91 (1583) году, да в писцовых же книгах Афанасья Жеребятина 94 (1586) году тех островков Рая сельга да Березовая сельга и рыбные ловли не написано. И в прошлом 95 (1587) году послана грамота в Обонежскую пятину к губным старостам к Ивану Овдулову, да к Якову Панову, да при письми дьяков Савы Флорова, да Семенки Емельянова; а велено им в Воскресенском погосте, в Важинском и в окольних погостах обыскати игумены и попы и диаконы по священству, а старосты и целовальники и волостными людьми по Государеву Цареву Великаго Ккязя крестному целованию, в Воскресенском пoгocте в Важенском островки Рая сельга да Березовая сельга есть ли, и будет есть и сколь далеко те островки от Никифоровы пустыни; да по тому обыску тех островков велено им до<смо>трети и измерити в четвертную пашню, за оболу по десяти четвертей в поле, а вдву потомуж, избной лес и всякия угодья по пашни; да те островки Рая сельгу да Березовую сельгу да рыбную ловлю приколы на реки на Свири у порога у Сиговца по обе стороны реки велено отдати Никифоровы пустыни игумену Дорофею с братиею. И губные старосты Иван Федулов да Яков Панов дозорные и обыскные и отдельные книги в Новгород прислали; а в обыскных книгах написано: в Обонежские пятине, в Воскресенском погосте в Важенском, островки Рая сельга да Березовая сельга от погоста от Важенскаго стоят верст за 60, а от крайние волости от Ложиц за 40 верст, а истари в ободе и по межам те островки черный лес Важенскаго погоста Государевых дворцовых деревень, а ныне их не пашет и не владеет ими никто и в оброке тех островков нет ни у кого, потому что от волостей удалено; а рыбная ловля, приколки на реки на Свири, на пороге на Сиговцы, от погоста за десять верст промеж волостными; а истари де была у дворовых крестьян Важинскаго погоста в оброке, а ныне тое воды приколков после Андреева письма не ловить никто и в оброке нет ни у кого. А в отдельных книгах тех же губных старост Ивана Федулова да Якова Панова 96 (1588) году написано: межа тем островкам Рая сельги по Тетеревиной речке да в Райдо озерко, а от Райды озерка в Остречей ручей, да в Остречей мох межа с Важенским черным лесом, да и от Остречья мху в Ладвой мох межа с Олонецким погостом с черным лесом, из Ладвы мху в Рижу ламбу, от Рижи ламбы межа позаде Березовой сельги в Самал мох, от Самал мху в Лебежой мох, от Лебежья мху в великой Важенской мох. а по другую сторону тое Березовой сельги озеро Важинское; а лесу чернаго пашеннаго в Рае сельги во всех трех полях восьмь десятин, а непашеннаго ниских мест и мхов десять десятин; да на Березовой сельге лесу пашеннаго пять десятин, а непашеннаго лесу и ниских мест и мхов восьм десятин; а паханные земли деревень и почников и перелогов и сенных покосов на тех островках на Рая сельги да на Березовой сельги нет, а истари не паханы; и рыбная ловля па пороге на Сиговцы по обе стороны реки Свири приколки от Важенскаго погоста десять верст. И как к вам сия грамота придет и в Никифоровы пустыни игумену Дорофею с братиею теми островки Рае сельгою, да Березовою сельгою и рыбною на pеки на Свири на пороге на Сиговцы по обе стороны реки приколкам владети велели безданно безоброчно; а даны им те островки и рыбная ловля на церковный обиход на вино и на темьян и на свечи и в руги место. A cию есте грамоту прочесть отдали Никифоровы пустыни игумену Дорофею с братиею для иных прикащиков и Государевых посланников. — К сей грамоте окольничей и воевода князь Федор Иванович Хворостинин, да воевода Григорий Иванович Мещанинов Морозов печати свои приложили. Писана в великом Нове городи лета 7096 (1588) октября 23 дня.

 

Источники к содержанию Никифоровской пустыни (конец XIX в.):


1. В угодьях, к которым относились:
а) Пахотная земля. Ее не много, потому что большая часть принадлежавшей монастырю земли состояла из болот и мхов, которые не позволяли разводить хлебопашества в больших размерах. Все полеводство заключалось в нескольких полосах распаханной земли на самом пригорке, где стоит монастырь. Здесь высевалось около 15 четвериков ржи и до 30 овса.
б) Сенокосная земля около монастыря в разных местах.
в) Земля при реке Тукше, под названием Нирка. Но эта земля, за дальним расстоянием, не обрабатывалась братиею, а отдавалась в аренду за 5 р. 711/2 коп. в год .
г) Озеро, на, берегу которого расположена пустыня. Оно доставляло небольшое количество мелкой рыбы.
д) Мельница в одной версте от монастыря, доставлявшая доходу около 15 р. серебром в год.
2) В процентах с билетов кредитных учреждений, на сумму до 1600 р.
Наконец, главным источником служили благотворения некоторых особ, имеющих жительство в С.–Петербурге и других местах.
 

pol01

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.